Борис Шумков:
Приходилось слышать от жителей второго района , они называли это место Памир , но это так наверное в народе .


Уже и не знаю, сколько раз я проезжал на поезде и проходил пешком мимо этой безымянной горки, которую огибает Ульба и, повторяя изгиб реки, так же изгибается железная дорога. Я с детства глядел на эти манящие скалы и мечтал залезть на гору и посмотреть с её высоты на окружающую местность. Но до 7 октября 2018 года никаких попыток не делал, ограничиваясь лишь снимками этой горы с вполне доступной высоты железнодорожного пути.



Однако тяга забраться куда-нибудь повыше и посмотреть с высоты на привычные городские объекты с непривычного ракурса рано или поздно загнала бы меня на эту гору. Что и случилось в один из погожих октябрьских дней.

Днем ранее, в субботу мы с супругой предприняли вылазку в бывший лагерь имени Павлика Морозова, поэтому на воскресенье я ничего не планировал, кроме как заниматься домашней текучкой. Но хорошая погода и впечатление от предыдущей прогулки в лагерь заставили поменять планы и осуществить ещё одно задуманное мероприятие. Влада со мной не пошла, пожелав "счастливо подняться и быть там поосторожнее"...

На 12-м автобусе доехал до Тишинского рудника, поскольку, наспех изучив спутниковые снимки горы, решил подниматься по более пологой траектории вдоль её хребта и не истязать себя изнурительным подъёмом со стороны 4-го района.

Под любопытные взгляды пассажиров автобуса, гадающих: "Почему этот странный человек, единственный, кто вышел на руднике, пошёл не на проходную, а в противоположную сторону?" я в гордом одиночестве двинулся в сторону, противоположную проходной. В сторону намеченной цели...

С лёгкостью преодолев первый крутой подъём от перекрёстка на трассе со стоящей на постаменте ПДМ "TORO", решил осмотреться по сторонам. Тишинский рудник, теперь уже не загораживаемый деревьями вдоль автодороги и освещаемый полуденным солнцем, был виден хорошо.



Слева по ходу были видны шламонакопители рудника, на месте которых, по утверждениям старожилов Второго района, когда-то стояла деревня Партизановка. В пользу этого факта говорило обилие диких яблонь с подмороженными "мятными" яблочками. По хребту горы, насколько было видно, шла довольно выраженная колея. Наличие этого подобия дороги обещало сделать прогулку по горе не особо напряжной в плане физических усилий. Но недооценил я горушку, недооценил...

Стоять долго на одном месте оказалось делом неприятным. Туча мошкары, летевшая вдогонку за мной, так же решила устроить привал и попробовать меня на вкус. Понадеявшись на прохладное утро, я неблагоразумно оставил дома крем-репеллент, который всё лето спасал меня от бухтарминских комаров.

После небольшого перевала, с которого открывался вид и на Белый Луг, и на Ульбастрой, дорога меняла направление и уходила влево и вверх, теряясь в сосновых лесопосадках. В этом же месте прямо уходила едва заметная тропинка. Решение двигаться более проторенной дорогой впоследствии принесло много проблем. Ещё двигаясь по колее, я смутно догадывался, что она может неожиданно закончиться на месте, где когда-то стояла какая-нибудь геологическая буровышка. Дорога неожиданно закончилась на небольшой деляне со спиленными берёзами и дальше продолжалась небольшой тропинкой, которая быстро затерялась в зарослях крапивы. Маршрут пришлось повернуть на 90 градусов и двигаться вверх, выбираясь из зарослей крапивы в заросли кустов. Наконец в поредевших деревьях показалось солнце и я оказался на одной из вершин горы. С этой стороны открывалась превосходная панорама с Холодным Белком и раскинувшимся у его подножия Ульбастроем. Частично был виден и Четвёртый район.










Впереди маячила следующая вершина. Но путь до неё никакого оптимизма уже не внушал. Кусты акации и шиповника стойко защищали неприступный пригорок от посягательства приблудного фотолюбителя.

Однако, среди этих колючих джунглей до меня кто-то такой же отчаянный уже успел оставить свой след в виде едва заметной петляющей тропы. По чужим следам удалось выйти на вершину, увенчанную триангуляционным пунктом. Впереди издевательски шелестела деревьями ещё одна вершина. "Да сколько их еще там? Когда же будет обрыв к Ульбе? И почему на снимке с буржуйского спутника не нарисованы кусты и бурелом?"




В качестве утешительного приза меня ждал куст боярышника, который был продегустирован и признан вполне съедобным при наличии достаточного чувства голода. Но есть не хотелось. Хотелось побыстрее добраться до того места, где склон горы круто обрывается в Ульбу.

Раз уж никто меня, кроме меня самого, не торопил, то нужно было пользоваться возможностью запечатлеть окружающий мир именно с тригопункта, поскольку возвращение назад этой же дорогой приводило в некоторое уныние. Чем дальше забирался в эти дебри, тем меньше хотелось идти сквозь них назад. Поэтому возможность повторной съемки с этой точки оставалась под вопросом.





По другую сторону хребта был виден Белый Луг:



По мере продвижения к последней вершине, хребет заметно сузился. Из земли то и дело выглядывали камни, предвещая скорую близость скал. Опавшая с берёз и осин листва заставляла скользить ноги, обутые в кроссовки с обычный "гладкоствольной" подошвой. "Ещё бы в тапочках сюда припёрся!" - начал ворчать я на себя за безрассудство и непредусмотрительность. Но долго ругать себя, любимого, мне не позволила непомерная гордыня, имевшая в своём запасе тысячу причин для моего самооправдания. Выбрав достаточно убедительную для компромисса с уязвленным самолюбием (виноват не я, а американский спутник), я успокоился. Тем более, что в сети, не смотря на поиски, снимков других авторов именно с этого места я не нашел. Значит, буду первым...


Кусты практически исчезли, если не считать хилых, но, тем не менее, очень колючих кустиков шиповника. За один из них я инстинктивно ухватился, пытаясь удержать равновесие на скользком склоне. Выросший в нужное время в нужном месте шиповник оказал мне поддержку, щедро наградив десятком шипов в ладонь. Стоит ли говорить, что на спутниковом снимке его тоже нет? Зато есть ущелье Кедровки, которое открылось,едва я немного спустился с последней верхушки. Здесь на скалах устроил привал с уничтожением "тормозка" и заряда аккумуляторов фотоаппарата.








Со скал открывался вид в обе стороны - на Белый Луг, Второй район и рудник слева и на склон Сержинского Белка справа.






До цели оставалось совсем немного. Нужно было пройти несколько десятков метров по скалистому склону, закрывавшему собой Ульбу. Скалы не беспокоили. Беспокоила мысль о том, что склон окажется достаточно пологим и не откроет то, что он спрятал снизу. Но разочарования не произошло. Тот вид, который мне рисовало больное воображение, стал явью. Знаменитая излучина Ульбы вдоль скал и поворачивающая вдоль Ульбы железная дорога, где виден весь поезд из крайних вагонов, открылись полностью. Осенний лес, немного поблекший от опадающей листвы, но не потерявший ещё своих красок, добавлял прелести всей панораме. Добавлял и немного грусти от того, что уходит лето, хотя и достигнута очередная цель, так долго бывшая мечтой.










Солнце уходило к западу. Пришло время поворачивать оглобли и возвращаться назад. Тут же возникла соблазнительная мысль спуститься здесь к реке и пройти по берегу до дач "Казахстан" и далее на 4й район. Однако, перспектива оказаться зажатым в тупике между скалами и потоком воды, который с этой высоты казался ручейком, соблазнительной не казалась. Решив не искушать судьбу и продолжить исследование горы в другой раз, я начал подъём по скалам, с которых еще недавно спустился навстречу мечте.



К слову сказать, подъём показался более лёгким, нежели спуск. Поднявшись наверх, я решил, что времени на обратный путь еще предостаточно и можно немного продлить удовольствие и посидеть здесь наверху, среди скал, ветра и облаков с самолётами))).







Дорога в обратном направлении практически полностью повторяла уже проделанную. С той лишь разницей, что стала более заметной после моего визита. Протаранив заросли кустов я, наконец, вышел на вершину с тригопунктом, где с удивлением обнаружил колею от квадроцикла, спускавшуюся вниз и незамеченную днем. Решил, что если квадроцикл заехал сюда откуда-то снизу, то вниз я пешком пройду уж тем более.

Что интересно, колея от квадроцикла вывела меня на то место, где поворачивала в сторону деляны колея автомобильная. Если бы знал об этом раньше, то не петлял бы днем по крапиве и лесопосадкам, а шёл бы спокойно среди невысокой травы. Но если бы, да кабы... Дорога к мечте часто терниста и полна неожиданностей, о которых иной раз неприятно вспоминать. Иной раз - приятно. К Четвертому району здесь спускается автомобильный проселок через кладбище. Не доходя до него немного срезал по тропинке. Здесь же сделал и последнюю серию снимков.






Уже на Четвёртом:

По устоявшейся традиции, бросаю последний взгляд на гору, про которую я могу сказать:"Я там был!", хотя в ожидании автобуса последний взгляд затянулся чуть ли не на полчаса. Но я там был!



В заключение скажу, что рассматривать горы в "Google Earth" и топтать их своими ногами - занятия совершенно разные. Если одно требует лишь наличия электроэнергии в сети и подключения к интернету, то второе - зачастую невероятных усилий по преодолению препятствий, которые не "перепрыгнешь" курсором мыши. Если первое занятие - просиживание у компьютера и забывается тут же во время очередной чашки чая, то второе приносит массу впечатлений на всю дальнейшую жизнь. Вот такие дела...
